Главная / Родителям / Собираемся в детский сад

Первый раз в детский сад

КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ

Расскажите ребёнку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему Вы хотите, чтобы малыш пошёл в сад.

Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребёнку, как ему повезло - скоро он сможет ходить в детский сад.

Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей радости, гордитесь своим ребёнком, ведь он уже большой и скоро будет ходить в детский сад.

Подробно расскажите ребёнку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребёнок, когда пойдёт в сад. Поговорите с ребёнком о возможных трудностях, к кому он сможет обратиться за помощью, как это сделать. Например: "Если ты захочешь пить, подойти к воспитателю и скажи: "Я хочу пить", и Анна Николаевна нальёт тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом". Не создавайте у ребёнка иллюзий, что всё будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните ему, что в группе будет много детей и иногда ему придётся подождать своей очереди. Вы должны сказать малышу: "Воспитатель не сможет сразу одеть всех детей, тебе придётся немного подождать". Попробуйте поиграть с ребёнком во все эти ситуации дома.

Приготовьте вместе с ребёнком "радостную коробочку", складывая туда недорогие вещи. Это могут быть небольшие игрушки, которые остаются привлекательными для вашего ребёнка и, уж точно, обрадуют других детей. Это могут быть красивые бумажные салфетки или лоскутки приятной на ощупь ткани, книжки с картинками и т.д.

Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к нам по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям.

Разработайте вместе с ребёнком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпустить вас.

Помните, что на привыкание ребёнка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.

Убедитесь в собственной уверенности, что в вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребёнок отлично чувствует, когда сомневаются в целесообразности садовского воспитания. Любые ваши колебания ребёнок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.

Ребёнок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ребёнку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребёнка по именам. Поощряйте обращение вашего ребёнка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребёнку.

Совершенных людей нет, будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через воспитателей.

В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребёнка детским садом. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребёнка.

Если через месяц ваш ребёнок не привык ещё к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те рекомендации, о которых вы забыли.  

ПРОГНОЗ ВЕРОЯТНОЙ СТЕПЕНИ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА

К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

ЛЁГКАЯ АДАПТАЦИЯ 

Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чём-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заменители, например, понарошку кормит куклу, настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительная, эмоции легко распознаются. Ребёнок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них своё поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.

АДАПТАЦИЯ СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ

Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через включение телесных ощущений. Напряжённость первых минут постепенно спадает, ребёнок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование).

ТЯЖЁЛАЯ АДАПТАЦИЯ  

Контакт с ребёнком удаётся установить только через родителей. Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей.

ОЧЕНЬ ТЯЖЁЛАЯ АДАПТАЦИЯ

С ребёнком не удаётся установить контакта. Родители находятся в слиянии с ребёнком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду. Часто родителя авторитарны, вступают в конкуренцию с воспитателями, демонстрируют свою сверх компетентность во всех вопросах.                 

ОДЕЖДА ДЛЯ ДЕТСКОГО САДА

Это надо знать!

Собирая малыша в детский сад, подумайте о том, удобно ли ему будет самому одеваться, удобно ли будет это делать воспитателям, которые собирают на прогулку целую группу детей. Молнии и «липучки» предпочтительнее пуговиц; вязаная манишка удобнее и надежнее, чем шарф; рукавички, пришитые к резинке, не потеряются, а шапочка-шлем плотно закроет уши.

Чтобы избежать перегревания во время сборов на прогулку, детей в детском саду приучают одеваться последовательно: вначале «низ» - колготки, брюки, носки, ботинки; затем «верх» - свитер, шапка и в последнюю очередь шарф и куртка. Одежда для пребывания в группе должна быть максимально удобной, не сковывающей движения ребенка. Мягкие трикотажные брюки удобнее, чем жесткие джинсы и джинсовый комбинезон. Футболка или трикотажный джемпер предпочтительнее, чем рубашка. Эластичные подтяжки опасны – при движениях металлические или пластмассовые застежки могут расстегнуться и травмировать голову ребенка. Кроме того, подтяжки и лямки комбинезонов затрудняют переодевание ребенка и создают неудобства при посещении туалета.

Если ребенок склонен к потливости, собирая его в детский сад, нужно захватить с собой запасную футболку, чтобы воспитатели могли его переодеть. На каждой одежде ребенка должен быть карман для чистого носового платка.  

ОДЕЖДА ДЛЯ ПРОГУЛОК

Об этом нельзя забывать!  

Детям одинаково вредно как перегреваться, так и переохлаждаться. Количество слоев одежды зависит от температуры воздуха. Дополнительно нужно учитывать силу ветра. При одинаковой отрицательной температуре воздуха человек мерзнет тем сильнее, чем больше скорость ветра.

Большое значение имеют индивидуальные особенности ребенка. Малоподвижный, постоянно зябнущий ребенок должен быть одет теплее, чем активный. Слишком укутанных малышей можно встретить гораздо чаще, чем недостаточно тепло одетых.

Многие мамы, собираясь на прогулку, стараются одеть ребенка теплее, чем одеваются сами. Но если это прогулка, во время которой ребенок постоянно двигается, а мама за ним наблюдает, то это неправильно. Вспотевший ребенок имеет гораздо больше шансов заболеть, чем одетый по погоде. К тому же пот может вызвать у ребенка раздражение и сыпь. Детей нужно одевать не теплее, чем одеваются взрослые, а возможно, даже легче. (Речь не идет о детях, «гуляющих» в колясках, им нужна дополнительная защита.)

Одевая ребенка, помните, что дети мерзнут меньше, чем взрослые и больше двигаются.  

"ПРАВИЛЬНАЯ" ОБУВЬ

Следует покупать обувь известных фирм, имеющую сертификаты качества. Обувь неизвестных производителей представляет большой риск для здоровья ребенка.

Верх обуви должен быть сделан из материалов, пропускающих воздух, - кожи, замши, текстиля. По возможности старайтесь избегать синтетических материалов. Перед покупкой проверьте внутреннюю поверхность туфель: там не должно быть грубых швов или неровностей.

Обращайте особое внимание на наличие супинатора - одного из главных элементов «правильной» обуви, представляющего собой плотное возвышение на внутренней сторон стельки. Сдерживает своды стопы и способствует равномерному распределению нагрузки при ходьбе. В корректирующей ортопедической обуви супинатор может быть жестким и очень высоким. Но такую обувь нужно выбирать только по рекомендации врача.

Подошва обуви должна быть плотной, не гибкой, но податливой для амортизации при ходьбе. При абсолютно плоской подошве сложнее сохранять равновесие при ходьбе. Для нормальной осанки и правильного формирования свода стопы нужен небольшой каблучок. На первых ботиночках рекомендованная высота каблучка 5-7 мм, к двум годам – 1-1,5 см. Задник должен быть высоким, плотным и сплошным, без швов и складок.

Выбирайте обувь с широким круглым носом, чтобы пальцы ног могли двигаться свободно. Тесная обувь может привести к изменению формы стопы, способствовать врастанию ногтей, образованию мозолей. Сдавливая кровеносные сосуды и нарушая кровообращение, тесная обувь в холодное время способствует охлаждению ног. Слишком свободная обувь также нежелательна, так как она затрудняет движение, вызывает потертости ног, в обуви «на вырост» ребенок чаще падает, у него нарушается осанка. Обувь должна подходить по размеру - внутренняя длина ботинка должна быть на 1 см превышать длину стопы стоящего ребенка. Стопа и пальцы не должны быть сдавлены.

Чтобы не ошибиться при покупке, дома поставьте ребенка на картонку и обведите ему стопы карандашом. Вырежьте, сравните два отпечатка (один из них, возможно, будет больше) и возьмите больший отпечаток с собой в магазин. Вкладывайте отпечаток в понравившиеся модели – так вы определите подходящие. Во время примерки вложите свой палец между задником и пяткой. Если палец не входит, обувь мала. Если входит свободно, слишком велика. Зимнюю обувь меряйте с шерстяным носком.

Ноги малыша растут быстро, его первые башмачки быстро станут ему малы. Следует чаще проверять, удобно ли он себя чувствует, и когда вы убедитесь, что, большой палец ножки малыша касается носка ботинка (в положении ребенка стоя), нужно покупать ему новую пару обуви.

Различают домашнюю, уличную и спортивную обувь. Обувь для детского сада – вариант домашней обуви. Малышам нельзя носить шлепанцы любых видов, мягкие, свободные тряпичные тапочки. Домашние тапочки должны напоминать туфли - облегающие, открытые, с хорошей вентиляцией. Ходить дома босиком ребенку не рекомендуется. Хождение босиком по ровному твердому полу может задержать формирование свода стоп и способствовать усилению плоскостопия. Летом, когда достаточно тепло и нет опасности поранить или занозить ногу, детям нужно и полезно ходить босиком по земле, траве, мокрому песку, камешкам. Уличная обувь – более закрытая, чем домашняя. В теплое время года удобна текстильная обувь – легкая, воздухопроницаемая и гигроскопичная.

Если вы покупаете босоножки, стопа ребенка должна быть плотно зафиксирована ремешками. Носок уличной обуви для профилактики травматизма лучше выбирать закрытый.

Резиновые сапожки с приложенными в них стельками или чехлами из ткани, хорошо впитывающей влагу, надевают в сравнительно теплую погоду на время прогулок по влажной земле и траве. Не надевайте ребенку (по крайней мере, до 3-4-летнего возраста) резиновые сапожки слишком часто или надолго – ноги в них очень потеют. При низких температурах воздуха детям лучше надевать кожаные ботинки.

Зимой на прогулках следует носить утепленные кожаные ботинки, а в очень сильные морозы – валенки с калошами. По возвращении с прогулок обувь нужно обязательно очищать от снега и просушивать. Внимательно следите за тем, чтобы зимняя обувь не была ребенку мала.

Ботинки или сапожки, которые немного велики, можно носить с двумя парами носков. Спортивная обувь должна поддерживать стопу при активных движениях. Для профилактики травм важны негладкая, амортизирующая подошва и плотная фиксация. «Липучки» или шнурки позволяют добиться идеального облегания ног с учетом их анатомических особенностей. Чешки детям надевают только на музыкальные занятия, для занятий физкультурой они не подходят. Тонкая кожаная подошва скользит и не амортизирует, фиксацию и поддержку стопы чешки также не обеспечивают.

Ортопеды не рекомендуют надевать чужую обувь, бывшую в употреблении. Разношенные туфли не будут плотно фиксировать ногу в правильном положении, а если у предыдущего владельца была деформация стопы, то возникшие в процессе носки дефекты окажут неблагоприятное влияние. «По наследству» могут передаваться только резиновые сапоги или практически не ношеная обувь.

Не менее важно правильно выбрать носки. Они должны быть подходящего размера – маленькие сжимают ноги, а большие собираются складками и способствуют формированию потертостей. Носки с пяткой гораздо удобнее носков без нее. У качественных носков материал на пятках и мысках толще, чем в других местах, - это делает их более долговечными. Носки из натуральных волокон (хлопка и шерсти) лучше впитывают влагу и позволяют ногам «дышать». Носки нужно менять ежедневно.   


Вы уже решили, что вашему малышу пора
в детский сад?

Если да, – то вот список документов, необходимых для зачисления в ДОУ:

- письменное заявление родителей (законных представителей) с указанием адреса регистрации их места жительства и фактического места проживания, контактных телефонов;

- путёвку Управления образованием УКМО;

- копию свидетельства о рождении ребенка;

- медицинская карта по форме 0-26у;

- прививочная карта;

- копия СНИЛС ребенка;

- копии документов, подтверждающих законное представительство ребенка;

- копии документов, подтверждающих право на предоставление льготы по оплате, взимаемой с родителей за содержание воспитанника в Учреждении;

- документы на предоставление компенсации по оплате за посещение Учреждения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.


Первый раз в детский сад: что должен уметь ребенок

    А вдруг он еще слишком маленький и ничего сам не сможет в садике сделать? Эта мысль волнует большинство молодых мам, которые планируют скорую социализацию своего малыша через детский садик.

      И на самом деле, какие умения лучше развить в ребенке, перед тем как отдавать его в дошкольное учреждение?

    Педагоги считают, что полезным будет заранее развить у карапуза следующие 4 навыка.

1. Одеваться самому

  Оптимальный возраст, когда у ребенка может получаться справляться со штанинами и рукавами – 3 года. И это при условии, что мамы с папами станут активно поощрять его начинания в этом вопросе и помогать ему освоить этот непростой навык.

 Любую, даже самую незначительную инициативу по самостоятельному натягиванию вещей из гардероба на себя, необходимо поощрять.

  Подобная тактика родителей вселит уверенность в малыша и позволит не бояться ошибок в будущем.

- Покажите, как правильно снять с себя одежду так, чтобы потом не было необходимости ее выворачивать.

- Покупая ребенку вещи, отдавайте предпочтение тем, которые легко снимаются и надеваются: пусть для начала липучки буду предпочтительнее пуговиц, а свитер уступит место в детском гардеробе кофте.

2. Доносить ложкой еду до рта

     Уже к году некоторые дети в состоянии удерживать и даже пользоваться ложкой. Да, поначалу в любимом блюде карапуза будет все вокруг: от стола до маминой макушки. Но со временем детка победит свою непослушную руку и привыкнет класть в рот пищу.

- Научите слегка наклоняться над тарелочкой своего малыша, это сделает процесс питания намного аккуратнее.

- Приучайте с помощью собственного примера пользоваться салфеткой.

        Обратите внимание, что стол и стул, за которым трапезничает ваш малыш, должны соответствовать его росту и возрасту.

- Обычно малышам очень нравится помогать взрослым накрывать на стол. Поощряйте такую инициативу малыша. Так он привыкнет с самого детства к дежурству в детском саду.

3. Выполнять гигиенические процедуры

      Стоит ли говорить о том, как важно с самого раннего возраста приучать ребенка мыть руки после каждого посещения улицы.

          Позаботьтесь о том, чтобы для выполнения этой процедуры малышу было удобно: подставьте скамеечку, заранее приготовьте мыло и полотенце.

       Покажите, как правильно закатывать рукава одежды, чтобы их не намочить под краном.

       Важно обязательно хвалить кроху за чисто вымытые руки и проявленное усердие.

- Проследите, чтобы к началу посещения детского сада малыш умел самостоятельно снимать колготки перед тем, как сесть на горшок.

- Не будет лишним научить ребенка использовать туалетную бумагу.

4. Соблюдать режимные моменты

Закрепить подобные навыки можно с помощью игры.

- Читайте веселые стишки, пока обуваетесь на прогулку, пользуйтесь потешками в процессе мытья рук, при укладывании в постельку.

- Пусть карапуз на любимой кукле покажет, как нужно умываться после сна, как правильно использовать салфетку во время еды, как пользоваться ложкой и кружкой.

- Пошейте куколке одежду и предложите крохе раздеть ее и аккуратно положить кукольные вещички на стуле.

- А после дневного сна было бы неплохо отправить куклу на прогулку, предварительно покормив ее полдником и натянув на нее платьице.

Для развития мелкой моторики отлично подойдут «тренажеры» с молниями, пуговками, крючками и ремешками.
Кстати, бизиборды в этом вопросе сложно переоценить.


Что нужно обязательно сделать
перед поступлением в детский сад:
 

1. Режим дня дома должен быть похож на режим дня детского сада.

2. Необходимо приучить ребенка к горшку (как минимум, чтобы ребенок спокойно на него садился).

3. Малыш должен уметь самостоятельно мыть руки с мылом и сморкаться в носовой платок.

4. Научить ребенка есть ложкой.

5. Отлучите ребенка от груди. Кормление грудью сильно привязывает малыша к маме, усложняет адаптацию. Но, если уж, так случилось, что до сада никак не удалось отлучить, то во время самой адаптации этого делать не стоит, это слишком большой стресс для малыша.

6. Кормите ребенка едой, совпадающей с меню детского сада.

7. Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.

8. Повысить роль закаливающих мероприятий.

9. Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.

10. Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

11. Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.

12. И последнее – очень важно, чтобы ребенок много общался с детьми и умел играть самостоятельно.


Что нужно делать, когда ребенок уже начал
посещать детский сад

1. Вначале приводите ребенка на 1-2 часа в день, затем оставьте на обед, далее на сон. Когда ребенок уже будет оставаться на сон, забирайте его после полдника, не ждите окончания работы сада.

2. Во время адаптации у детей часто нарушатся аппетит и сон. Быстрее всего восстанавливается аппетит. Со сном часто бывают проблемы. Поэтому не отчаивайтесь, если ваш малыш  не с первой попытки сможет заснуть в группе.

3. Приводя ребенка в детский сад, не передавайте ему свое беспокойство: не стойте у дверей, не подсматривайте в окно, отдавайте ребенка воспитателю спокойно. Не обсуждайте при ребенке проблемы, касающиеся сада.

4. Старайтесь в выходные соблюдать такой же режим дня, что и в саду.

5. В период адаптации уменьшите просмотр телевизора, посещение гостей и  любых новых событий. Новизны у ребенка и так хватает!

6. В первые несколько дней ребенок чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может   привести   к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо «выпускать» эмоции в привычной   домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает —    это ему необходимо.

7. Приучите ребенка выносить во двор, а в дальнейшем приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов   поделиться с друзьями. В противном случае малыш прослывет жадиной или все время будет находиться в тревоге за свою любимую игрушку, с которой может что-нибудь случиться.

ВАЖНО ПОМНИТЬ:

Привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребёнка, помогать ему преодолевать трудности.

Нужно быть очень внимательным к крохе в этот нелегкий для него период. Хвалить и благодарить, что помогает маме управиться с делами, восхищаться умением ладить со всеми в группе, дарить ему мелкие подарки, чаще целовать и обнимать!

   В добрый путь!!!


Утро в детском саду

       По утрам вам проще будет отправлять малыша в детский сад с игрушкой: и идти веселей, и проще завязывать отношения с другими детьми.

     Чтобы спокойно попрощаться с ребенком, соберитесь на 5-10 минут раньше (больше не надо, чтобы не превращать прощание в самостоятельное событие дня). Не сулите ребенку "призов" за то, что он вас отпускает, но если он попросит ему что-то принести, не отказывайте.

     Скажите ребенку куда и зачем вы идете (только очень просто: "Я иду на работу, чтобы лечить людей").  Спокойная интонация подскажет ему, что то место, куда идет мама, - хорошее, и дело, которое она будет делать, - полезное и приятное.

     Скажите ребенку, как он может определить время, когда вы за ним придете (например, сразу после обеда, прогулки) , но тогда уж будьте точны.

     Уверенным доброжелательным тоном скажите ребенку, что вам пора идти. Поцелуйте его, словно ничего не происходит, и уходите, не задерживаясь и не оборачиваясь.

     Мама, которую плачущий малыш "вернул с порога", которая решила "не травмировать" ребенка, тем самым просто "оттягивает" адаптацию ребенка.

Любите своих малышей просто за то, что они у вас есть.

Удачи вам!


de56a773105a11f760aeb3184a0b3e25

Советы педагога-психолога